ОБРАЗЫ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ В ВОЛОГОДСКОМ КРУЖЕВЕ
Художественный язык Вологодского кружева разнообразен и удивителен благодаря огромной работе технологов и художников, в течение долгих лет разрабатывавших новые технологические и художественные приемы.
Одной из самых сложных и интересных задач для художников было создание памятников архитектуры посредством художественного языка кружева.
Предлагаем вашему вниманию предметы разных эпох.
Впервые архитектурные образы появляются в вологодском кружеве в 30-е годы. Главной задачей таких произведений было прославление величия новой страны - Советского союза, дружбы социалистических городов.
Кружевное панно "Мавзолей Ленина", созданное Перовой-Никитиной в 1939 году очень торжественно. Сам архитектурный образ сделан достаточно условно - при помощи полотнянки и элементов фоновой решетки - плетешков и насновок.
В 60-е годы излюбленным архитектурным образом в творчестве художников становится Московский Кремль - символ патриотизма, могущества и силы страны.
Спасская башня кремля является центральным образом на панно «Миролюбивая Москва» («Свет мира над Москвой»), разработанным Верой Дмитриевной Веселовой в 1954 году.
В творчестве Анны Антоновны Кораблевой, создавшей множество рисунков для Вологодских мастериц, этот образ появляется как дополнительный на тематических кружевных панно. В ее произведениях "Спутник" и "Спутник в Космосе" образ стен Московского кремля придает особую красоту и законченность композиции.
В 80-е годы художники стремятся к детальной проработке памятников архитектуры.
Образ Спасской башни вновь возникает в произведении Галины Никитичны Мамровской "Праздничный салют". На этот раз архитектура проработана более детально, в рисунке появляется динамика и объем.
К памятникам архитектуры обращается и Ангелина Николаевна Ракчеева, создав в последствии целую серию работ, воспевающих красоту родного края.
На кружевном панно "Вологда" художница изобразила знаменитые исторические памятники города - Софийский собор, колокольню, Домик Петра-I, дом Ситникова, обобщенные образы традиционного двухэтажного деревянного домика с резным балконом и вологодских церквей.
Свою любовь к родному городу Ангелина Николаевна передала на кружевном панно «Святыни Вологды», созданном в 2003 году. В центре панно - Софийский собор, рядом с ним - главные святыни - памятники архитектурного наследия города и мастерица-кружевница за работой.
В 2013 году совместно с дочерьми Ангелина Николаевна разрабатывает панно «Под вековыми липами», посвященное усадьбе "Покровское" - родине дворян Брянчаниновых.
Одно из самых известных произведений, посвященных памятникам архитектуры - панно "Храм Христа Спасителя", совместная работа художников Вологодского кружевного объединения "Снежинка". Рисунок храма великолепно проработан. За счет тонкости и детальности рисунка, новых технологических приемов, добавляющих кружеву фактуры, храм воспринимается объемным, величественным и грандиозным.
Красоту северной храмовой архитектуры передает в своих работах Галина Никитична Мамровская. В ее кружевных панно - "Спаси и сохрани", "У озера. Ферапонтово", "Колыбель времени" запечатлена душа Севера, тонкость, нежность, вера и чистота.